Total Pageviews

2008/02/13

Вирусный маркетинг

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Проблема распространения той или иной информации в обществе стала волновать государство и общество во время Мировой войны 1914-1918 гг, когда впервые целенаправленно использовались различные пропагандистские мероприятия для работы с армией и населением как своей страны, так и противника. В межвоенный период ответственных граждан эта тема стала волновать еще больше в связи с повсеместным расширением избирательных прав на не самые образованные и ответственные группы населения, чувствительные к дешевому популизму. Пропаганда времен Второй Мировой войны, в которой активно использовалось радио, а в Германии и телевидение (одно время вещание велось с Эйфелевой башни, телевизоры для коллективного просмотра были в госпиталях и армейских клубах), а также последующее противостояние двух систем и решение преимущественно электоральных вопросов привело к формированию довольно последовательных представлений о распространении политической информации. Параллельно, но практически не пересекаясь с работами по изучению распространения общественно-значимой информации, довольно большой объем работы проводился для решения различных санитарно-гигиенических и других общественно-значимых вопросов. Одной из хорошо документированных историй такого типа является борьба американских газет в начале XX века за нетравматическое празднование Дня Независимости, до проведения которой количество погибающих в 30 крупнейших городах США в результате использования пиротехники превышало количество потерь в войне с Испанией (4000 человек), а также кампания 30-х годов по повышению дорожной безопасности на улицах городов.

Но никто и никогда не проводил исследований по нативному распространению информации о товарах и услугах с положительной мотивацией, оказывающей стимулирующее влияние на потребление. То есть не распространение пугающей потребителей информации, что в принципе может оказывать на них ожидаемое воздействие (хотя многолетняя борьба и в целом бесполезная борьба с курением и пьянством демонстрирует ограниченные возможности такого подхода и значительно большую эффективность ограниченного круга административных мер), а именно положительной информации. Анализ проникновения различных инноваций также не может оказать помощь в освещении этого вопроса, так как, с одной стороны, инновации как таковые крайне редки, а с другой стороны, их внедрение чаще всего обусловлено теми же административными мерами (пример такого насильственного внедрения инновации мы будем наблюдать в ближайшие годы в России в связи с введением телевидения высокой четкости).

Как же происходит распространение положительной информации, имеющей коммерческое значение и влияющей на предпочтение того или иного бренда, повторюсь, пока никто толком не знает (имеющиеся единичные публикации с реальными коммерческими данными посвящены влиянию негативной информации) и для описания этого процесса доминируют модели, заимствованные преимущественно из политической области. В самом общем виде в этих моделях доминирует "двухступенчатую модель коммуникации", в соответствии с которой новая информация, распространяемая средствами массовой информации, разъясняется и интерпретируется большинству влиятельными гражданами, "лидерами общественного мнения". Следует обратить внимание, что "двухступенчатая модель коммуникации" сформулирована на основе результатов электоральных исследований, то есть в ситуациях, соответствующих следующим условиям: 1) кратковременного и 2) всеобщего вовлечения в определенный процесс 3) с ограниченным выбором, продемонстрировать который все имеют возможность 4) в точно назначенное время, 5) в условиях обеспечения всеобщей организационной доступности для осуществления выбора. Маркетологам стоит помнить, что сбытовые ситуации никогда не соответствуют ни одному из перечисленных условий, прежде всего двум ключевым: всеобщего вовлечения и обеспечения равномерной организационной доступности (ширины дистрибуции). Потребительское поведение также никак не ограничено по времени возможной покупки, а кроме прямой конкуренции на товарных рынках чаще всего имеется вторичная конкуренция, и, например, запутавших в выборе марки чая человек всегда может купить пачку кофе или какао, решив проблему наличия горячих напитков дома. Сочетание всех этих факторов приводит к тому, что на товарных рынках повседневное влияние межличностного общения имеет гораздо меньшее значение, кроме периода вывода бренда на рынок (несколько месяцев для FMCG и до двух лет для технических товаров и сферы услуг). Соответственно, в повседневной маркетинговой практике на массовых рынках гораздо большую роль играет традиционное рекламное воздействие, эффект которого держится на сочетании известного феномена доверия более известному объекту и слабой когнитивной обработке сообщения.

Одной из немногих работ, описывающих процессы распространения общественных и потребительских изменений, в которой подробно рассматривается роль "лидеров мнений" является книга Малкольма Гладуэлла "Переломный момент". В отличии от других работ на эту тему в ней описываются не только процессы распространения информации, но и "сила обстоятельств", которые обычно игнорируются в подобных работах, а также подробно анализируется внутренняя структура группы "лидеров мнений".

Внутренняя структуры группы "лидеров мнений"

В целом существовании "лидеров мнений" никто никогда не сомневался, оценивая её в 3%-7% населения, но в целом эту группу всегда были склонны рассматривать как весьма гомогенную. Малкольм Гладуэлл обратил внимание на то, что на самом деле эта группа неоднородна и состоит, как минимум, из трех подгрупп: "объединителя", "знатока" и "продавца":

- "объединители" это люди, имеющие очень много знакомых и/или известные большому кругу людей, которые считают возможным к ним лично обратиться. После ставшего уже классическим исследования Стэнли Милграма в широкий обиход вошло утверждение, что двух любых людей разделяет 5-6 контактов. Но не многие знают, что половина доставленных писем адресатам в том исследовании были ему доставлены всего ТРЕМЯ людьми (при этом 3/4 писем не достигли адресата). То есть, социальная сеть "в 6 контактов" не является равномерной, в ней есть "узлы", люди, через которых мы связаны с остальным миром, через которых устанавливаются связи, а значительная часть людей живет в достаточно замкнутых, если не изолированных сетях. Как отмечает Гладуэлл, эти люди характеризуются не просто большим числом знакомых, но знакомых разнообразных, с которыми они поддерживают дружественные, но нерегулярные связи ("слабые связи");

- maven, переведенные в русском издании как "знатоки", но более правильный русский эквивалент исходного еврейского слова - "всезнайки", накапливающие разнообразную информацию и склонные её рассказывать при каждом случае. Эти люди характеризуются большим уровнем потребления разнообразного информационного потока и не гнушаются ознакомиться со спамом;

- "продавцы", которые убедят вас поступить именно тем образом.

Гладуэлл обратил внимание, что хотя "лидеры мнений" выполняют все три функции, конкретный человек, как правило, предпочитает какую-ту одну из этих социальных ролей. Для проверки этой гипотезы было проведено исследование, целью которого было выявление группы "лидеров мнений", включающее попытку измерения как общительности, так и включенности в информационные процессы. В качестве социальных маркеров для отнесения к той или иной группы использовались следующие метрики:

1. Для выявления "объединителей" использовался список из 35 фамилий с известными рангами распространенности (за основу был взят список из 200 самых распространенных фамилий, из которого было выбрано 31 фамилия и добавлены самые распространенные украинская, тюркские и еврейская фамилии), респонденты должны были ответить, знают ли они людей с такой фамилией и сколько человек, если знают (последующий расчет ранговых значений как по числу указанных фамилий как известных, так и по числу известных людей с указанными фамилиями дали схожие результаты; вопрос "Сколько человек с такой фамилией - за исключением Вас самих, членов Вашей семьи, Ваших родственников - Вы знаете лично и с которыми общались или общаетесь сейчас?")

2. Для выявления "всезнаек" рассчитывался индекс разнообразия информационного потока, в основе которого сумма смотримых телеканалов (список из 18 каналов) накануне опроса, слушаемых радиостанций (36 станций) за неделю, чтение ежедневной (15 изданий), еженедельной (44 издания) и ежемесячной (44 издания) прессы и посещение сайтов (25, без поисковых и почтовых систем).

3. В качестве маркера выявления "продавцов" мы использовали уровень дохода. Использование уровня дохода как маркера "продающих способностей" на наш взгляд является вполне обоснованным, так как наличие именно "продающих способностей" обуславливает сравнительно высокий уровень дохода и в продаже своих способностей и/или знаний артистом или профессором или продавца, занимающегося продажей в узком значении этого слова.



При анализе мы в начале попытались рассчитать распределение фондов по децильным группам населения, что сразу выявило не только резкий перекос распределения денежных ресурсов (что было, конечно же, ожидаемо), но и тот факт, что социальные контакты распределены еще более неравномерно, чем доходы: 10% самых общительных людей контролирует 48% социальных контактов, по сравнению с 27% доходов, контролируемых аналогичной децильной группой по доходам, и 20% информационного потока лидирующей группы по включенности в информационный поток. При этом стало ясно, что наиболее обеспеченная группа ("истинные продавцы") скорее всего не является "лидером мнений", так как среднее число знакомых (или которых они готовы признать таковыми по формулировке вопроса) у них оказалось невелико (80% среднего уровня); а значительная часть "объединителей" не является "лидерами мнений", так как у них на 25% ниже медианного уровень дохода, т.е. они не обладают даже минимальными способностями "продавца". Зато другая группа "объединителей" имеет средние доходы на 40% больше медианного уровня. Анализ включенности в информационные потоки также выявил, что "бедные объединители" включены гораздо меньше в информационные потоки (на 15% ниже медианного уровня), а настоящие "лидеры мнений" имеют на 45% более разнообразный среднего уровня информационный поток (наиболее обеспеченная группа имеет уровень разнообразия на 20% выше среднего уровня) и, судя по всему, и являются теми самыми "знайками"/"лидерами мнений". Более подробный анализ медиапотребления выявил существенно большее разнообразие у "лидеров мнений" по всем видам СМИ, кроме спортивных изданий и спортивных передач (хотя сами занятия спортом они не игнорируют), но наиболее выражено у них предпочтение ежедневных газет (что подтверждает сделанный еще Катцом и Лазерфельдом вывод о том, что "лидеры мнений" приобретают информации в том числе для того, чтобы поддерживать такое свое положение).





Таким образом, нами была выделена группа, которая обладает максимальными значениями по двум признакам (количеству знакомых и включенности в информационный поток) и сравнительно высокими показателями по третьему признаку (уровень дохода). Доля этой группы в населении составляет всего 3,5%, и она характеризуется существенно большим среднего уровнем медиапотребления (соответственно, выделение в отдельную группу "всезнаек" нецелесообразно).

Выводы для маркетологов и рекламистов

Наличие группы "лидеров мнений", интуитивно очевидное, исследованием было подтверждено, также было установлено, что одной из существенной их характеристик является более высокий уровень разнообразия медиапотребления. Также более высоким уровнем разнообразия медиапотребления (кроме ТВ) характеризуется группа "продавцов". Соответственно, только за счет более высокого уровня медиапотребления эта группа имеет гораздо больше шансов увидеть ЛЮБУЮ рекламную кампанию и нет никакой необходимости проводить целенаправленные мероприятия в отношении их информирования: они сами найдут информацию, если их что-то заинтересует (в том числе за счет более активного использования Интернета).

Также следует помнить, что кроме поддержки "лидерами мнений" для успеха предложения оно должно обладать такими признаками, как "фактор прилипчивости", традиционно определяемый как НОВОЕ предложение относительно базовых качеств товара и "сила обстоятельств", переводимая на обычную маркетинговую терминологию, как "ширина дистрибуции" для товаров или "географическая доступность" для мест обслуживания. Кроме того, высокий уровень медиапотребления приводит к тому, что "лидеры мнений" осведомленны о практически всем разнообразии предложения, но вряд ли инициативно распространяют о чем-то информацию. Скорее всего, они готовы предоставить свое мнение "по запросу", т.е. выступают не в качестве "сарафанного радио", а в качестве "библиотеки мнений". Причем следует учитывать, что излишняя информационная активность по поводу коммерческого предложения может вызвать их повышенный интерес и нахождение информации, которая возможно будет в чем-то противоречить навязываемую PR-деятельностью мнению, и вероятность поддержки резко уменьшится.

Так что для получения поддержки "лидеров мнений" не стоит предпринимать целенаправленных шагов: они выявят стандартную рекламную деятельность раньше остальных потребителей за счет более высокого уровня медиапотребления и в случае адекватного предложения будут его поддерживать, но НЕ ПРОДВИГАТЬ. Учитывая, что их мнение важно для окружающих прежде всего за счет того, что они формируют его САМОСТОЯТЕЛЬНО, целенаправленное информационное давление на них может вызвать скорее отторжение, а не поддержку.

2008/02/05

Будущее Интернета

На мой взгляд большинство сайтов и сервисов обзаведутся API: функции вызываемые на удаленном сервере. Пример существующих протоколов: xml-rpc и soap. SOAP предоставляет больше возможностей для передачи данных, а также способ описать функции и их параметры.

soap упоминается как технология, находящаяся во второй стадии развития - подъема перед бумом. Ей правда сто лет в обед (ну не сто, а около десяти будет точно). Чтобы понять куда движется мир - зайдите на code.google.com. Там обширная простыня программных интерфейсов поддерживаемых гуглом, правда сейчас в нее включены opensource проекты на том же гугле. Полгода назад такого изобилия еще не было. Наверно менеджеры из гугля прекрасно понимают, что не все из них выстрелят, но что то же должно серьезно вырасти. Любая популярность прекрасно конвертируется в деньги. Я бы хотел понять отчасти что там, но сам себя ограничиваю - все на свете знать невозможно, и тешу себя надеждами, что однажды я потрачу несколько дней на детальное изучение этих интерфейсов. Очевидно движение в сторону предоставления интерфейсов для удаленного управления данными, в частности такой интерфейс имеет и facebook.com - популярная социальная сеть. В памяти всплывает недавно встретившийся api у reg.ru - управление доменами в зоне ru, правда параметры передаются методом пост - то есть одномерный массив значений. Большинство блогов имеют собственные апи. Тенденция понятна. Но на мой взгляд этого еще не осознали разработчики сервисов и социальных сетей.
Причина этого не отсутствие спроса на подобное, а стиль разработчиков этих сетей. Нет никаких существенных сложностей, чтобы создать интерфейс доступа, ну например по xml-rpc. Тут скорее отсутствие осознания того, что интернет это не только доступ к данным, но и еще вычислительная среда. Интернет позволяет часть вычислительных задач выносить за пределы локального компьютера, а часть задач из Интернета выполнять на вашем компьютере. И проблема состоит не в отсутствии вычислительных мощностей, когда жизненно необходимо часть задач выносить на выполнение на другие компьютеры, а в самом подходе к ресурсам. Например, чтобы читать блог вовсе не обязательно заходить на сайт - достаточно rss.

Ну, а Россия, как всегда, идет своим путем.

Начальник бюро специальных технических мероприятий МВД РФ генерал-полковник Борис Мирошников предлагает обязать каждого пользователя при подключении к интернету предоставлять свои паспортные данные. Это позволит силовикам оперативно вычислить не только с какого компьютера была совершена, например, хакерская атака, но и имя его владельца. "Почему при покупке машины и получении водительских прав происходит регистрация, а тут - нет? Регистрация необходима, чтобы защитить общество, - заявил милицейский чиновник. - В тумане анонимности мы поощряем вхождение мошенников в наши дома".

2008/01/08

Многоуровневый интерактивный маркетинг будущего.

http://blog.videoshot.ru/mobilnyj-marketing-dumaj-v-trex-napravleniyax/

2007/11/21

Инвестиции в интернет-проекты

Супер-новость про конвергенцию интернет и мобильных технологий, которую готовит Google выгодные инвестиции
А это "Общественное благо", которое будет делаться параллельно в России - вообще убойная вещь!
Тренд года, однозначно.

2007/10/24

Познакомьтесь с Eventis Mobile

Eventis Mobile

- новая компания на рынке мобильной связи, и ей придется действовать
Eventis Mobile в очень сложных условиях.
Рынок уже поделен, а глубина проникновения мобильной связи такая, что новых абонентов (платежеспособных) Eventis Mobile взять практически неоткуда.

Посмотри, что предложит на этот счет маркетолог с неофициального блога [www.eventismobile.blogspot.com Eventis Mobile /]

2007/10/11

Кодекс чести блоггеров

Сегодня в блоге инициативной группы солидарности пользоватлей социальных сетей http://vsocial.livejournal.com/10167.html
размещен Этический кодекс блоггеров (к котором относятся и пользоатели сервисов знакомств).
Соблюдение подобных правил расширит внутренние связи в блогосфере; укрепит доверие.
Блоггерам необходимо осознавать свою ответственность за публикуемую информацию и последствия, к которым она может привести. Нужно ценить честность и открытость, которые делают блогосферу уникальной средой; при публикации материалов и сборе информации помнить о принципе «не навреди»; уважать личную жизнь людей. Существует угроза, что отечественная блогосфера может быть замусорена и скомпрометирована проплаченной скрытой рекламой и пропагандой еще до того, как выработает внутренний иммунитет против подобной активности заинтересованных лиц и организаций.

2007/10/08

Профсоюз заработка пользователей соц.сетей

Для целей Профсоюза солидарности пользователей социальных сетей просто идеально подходят цели, которые реализует в ГУГЛе Бред Фипатрик. Единственное отличие: там, где мы говорим единая Веб 3.0-платформа социальных сетей - Фицпатрик употребляет термин "Социальный граф".
Вот эти нaши общие цели, цитирую:

"Цель 1. В конечном итоге сделать социальный граф общественным достоянием, использующим данные всех многоразличных сайтов, но не зависящим от одной какой-то компании или организации, как "главного" владельца этого графа.

1а. Создание некоммерческого (под некоммерческим копирайтом) программного обеспечения с открытым кодом, которое собирает графы у всех сайтов социальных сетей, объединяет их в единый глобальный агрегированный граф и публикует его. Таким образом, этот граф является доступным для всех сайтов или пользователей. Для малых (или редко им интересующихся) пользователей - через публичные API. А для крупных потребителей - в виде скачиваемых дампов. Во втором случае должно поддерживаться итеративное обновление графа - через скачивание или через API.

1б. Поддерживающие такой глобальный граф некоммерческие сервера и базы данных первоначально будут централизованными. Но спроектированы они должны быть так, чтобы все желающие могли создавать собственные сервера, обмениваясь данными друг с другом. По типу "Git", а не "Subversion". Тогда - решение, чьи API/сервера использовать (или запускать свой собственный), - это зависит уже от вас, как владельца сайта.

2. Для разработчиков, которые не хотят сами заниматься анализом исходных данных графа, должны быть обеспечены следующие API-функции высокого уровня:

2а. Эквивалентность узлов. Отправляем API одиночный узел, скажем "brad в ЖЖ", и получаем список всех узлов-эквивалентов: "brad" в ЖЖ, "bradfitz" в Vox и 4caa1d6f6203d21705a00a7aca86203e82a9cf7a (мой FOAF mbox_sha1sum).

2б. Ребра графа для узла - входящие и выходящие. Задача - найти все исходящие и все входящие ребра графа. Ребра понимаются как "утверждения" (claims), как "истины" (truths), друзья, рекомендации и т.д.

2в. Найти для узла всех совокупных "друзей" (с учетом всех его эквивалентных узлов), дополнить этих друзей их эквивалентными узлами, а затем отфильтровать по типу узла назначения. Эта процедура есть суперпозиция операций [2а], [2б], и снова [2а] в одном обращении к API. Например, для "brad" на LJ нужно получить всех друзей Брэда, по всем его эквивалентным узлам, при условии, что эти узлы-друзья имеют тип либо "mbox_sha1sum", либо "Twitter".

2г. Поиск пропавших друзей узла. Нужно "расширить" исходный узел (просмотреть все его эквивалентные узлы). Потом - найти всю совокупность его друзей. Потом - расширить их тоже. И, наконец, - найти все недостающие ребра (соединяющие узлы, находящиеся в одной социальной сети). Такое API позволяет пользователю синхронизировать свои социальные сети, точнее - списки друзей в различных сетях. Если двое - друзья во Friendster, но не знают, что оба они участвуют в MySpace, то это API даст им знать об этом.Но в более общем плане (кроме перечисленных API), у разработчиков просто появится возможность думать о совершенно новых видах приложений.


3. Для конечных пользователей3а. Пользователь должен иметь возможность впервые зайти на "социальный сайт" (например dopplr.com) - в идеале, по OpenID, но не обязательно, - и увидеть диалог такого примерно вида:"Эй, мы видим по общедоступным данным, что у вас есть уже 28 друзей здесь, на dopplr.com. Вот их список (с обоснованием, как (откуда) он составлен и с никами этих людей на других сайтах). Кого из них вы хотите считать друзьями здесь? Можно нажать 'выбрать всех'." Кроме того, если вы уже используете сайт dopplr.com, то вы будете узнавать, когда люди, с которыми вы дружны на других сайтах, появляются на нем. И вам будет предлагаться выбор: дружить с ними здесь или нет. В

3б. Снабжение (конечного) пользователя инструментами (типа браузерных надстроек, add-ons), позволяющими ему управлять своими социальными сетями (имеющими или не имеющими соответствующих API), синхронизировать сети друг с другом или делать что-то еще, что угодно, но - в соответствии с выбранной самим пользователем политикой.

3в. Граф данных должен быть настолько же переносим (портабелен, portable), как документы на персональном компьютере (хотя, наверное, слово "граф" может быть вообще не известно конечным пользователям).


Что целью НЕ является

1. Целью не является заменить Facebook. В самом деле, большинство людей, с которыми я разговаривал, любят Facebook и хотят просто, чтобы их и так уже открытые данные были немного более доступны. И хочется смягчить опасения владельцев сайтов по поводу монополизма одной какой-либо платформы. Кстати, предварительные переговоры с Facebook об участии в реализации данного проекта - были удивительно многообещающими.

2. Целью не является создание социальной сети или чего-либо столь же забавного для (конечных) пользователей. Скорее, цель - "создать начинку" (build the guts), которая позволит расцвести тысячам новых социальных приложений (таким как dopplr.com и подобным). Сделайте одну вещь, но сделайте ее хорошо. Будет намного более эффективно, если мы объединим маленькие отдельные социальные графы в один большой социальный граф и распространим его повсеместно, чтобы все могли им пользоваться.

Допущения

1. Социальный граф содержит как публичные узлы, так и приватные (частные) узлы, как публичные ребра, так и приватные ребра. Мы фокусируемся сейчас только на публичных данных, которые участники согласны свободно распространять по сети, ни от кого не скрывая. Это не решает 100% задачи, но решает, скажем, 90% задачи, занимающие 10% по сложности (реализации). Частные данные могут быть добавлены позднее, возможно, на более высоком уровне реализации. На начальном этапе - работаем только с открытыми (публичными) данными.

2. Кроме того, внимание уделяется в первую очередь связям - данными о "друзьях". А не таким данным, как фотографии (см. movemydata.org), дата рождения, город, интересы и т.д. Есть идеи о том, как включить в граф множество таких публичных не контентных(?) данных, не относящихся к "профилю знакомств". Но заняться этим, несомненно, следует позже - на втором этапе.

3. Существуют как "склонные к сотрудничеству" (кооперативные, cooperative), так не склонные к сотрудничеству сайты. Почти все небольшие сайты, с владельцами которых я разговаривал, желают сотрудничать, понимая при этом, что их собственные (социальные) графы незначительны (are incomplete), и что это - не их специализация ... Они просто хотят, чтобы социальный граф стал им доступен. Их совсем не заботит, откуда он возьмется, и они не считают, что их относительно небольшие объемы данных внесут заметный вклад в улучшение глобального социального графа. Не склонные к сотрудничеству сайты, с другой стороны, - это те, которые уже имеют огромную аудиторию, и либо придают повышенное значение своим правам собственности по отношению к информации, содержащейся в их социальном графе, либо - настолько крупны, что просто равнодушны к этой теме.

4. Весь мир не возможно заставить перейти в массовом порядке ни на какой "протокол взаимодействия социальных сетей", игрушечный XML или что-либо подобное. Этого просто не случится. Система должна поддерживает любые (и все!) способы сбора данных, нотации и т.д. Хитрые новые протоколы и XML/YAML/JSON форматы могут быть решением для взаимодействия с сайтами, настроенными на сотрудничество (и такой подход уже начал разворачиваться для нескольких сразу готовых к сотрудничеству сайтов), но - в общем и целом - большинство сайтов не будут на первых порах готовы к сотрудничеству, а некоторые (например MySpace), возможно, никогда не согласятся на это (работу с "хитрыми протоколами"). Подключение (социально-сетевых) сайтов к обсуждаемой системе будет происходить по одному за раз, и надеяться на использование универсальных протоколов не приходится. Это означает, что эта система будет использовать открытые стандарты, микроформаты и т.д. - со всеми данными, публикуемыми посредством, скажем, виджетов (для тех пользователей, кто любит виджеты).

5. Большинство пользователей не интересует XML, протоколы, стандарты, форматы данных, централизация/децентрализация, хранилища, блокировки и т.п. Вы, читатель этого документа, - не обычный пользователь. Чтобы привлечь нормальных пользователей, мы должны предложить им нечто полезное: некоторые функциональные возможности, легкость, блеск, полезности, - что-то, что они не могут получить в других местах. Хорошие данные порождают пользователей, а пользователи порождают хорошие данные. Есть достаточно идей о том, как раскручивать этот процесс. Подробнее об этом нужно будет думать позже, но, к счастью, уже есть много хороших данных в публичном доступе - через хорошие API и с открытыми форматами данных. 6. Надстройки для браузеров (add-ons) или другие инструменты, которые конечному пользователю требуется загружать, - с этого нельзя начинать. На первом этапе все должно осуществляться исключительно стандартными средствами Интернета. Некоторая функциональность - для некоторых (не склонных к сотрудничеству) сайтов потребует браузерных плагинов, но большинство - не потребует.


7. Хотя надстройки для браузеров (add-on), вероятнее всего, потребуются (пользователю) для того, чтобы осуществлять процедуры добавления/удаления друзей и сбора (от имени пользователя) данных в некоторых не склонных к сотрудничеству социальных сервисах (сайтах), - браузер пользователя никогда не должен использоваться (с его IP-адресом и с его строкой user-agent) для сбора и отправки данных, не являющихся собственностью этого пользователя. Так, например, сбор информации о друзьях пользователя в сети MySpace - это приемлемо (если MySpace это позволит). Но выуживание друзей-его-друзей - уже не катит (isn't cool) потому, что это уже не данные, принадлежащие этому пользователю. Эти данные уже принадлежат либо его друзьям, либо самому MySpace ... но заведомо не пользователю, который скачал (и установил) add-on.


8. Следует признать, что пользователи не всегда хотят автоматически синхронизировать свои профили в разных социальных сетях. Люди используют разные сайты по-разному, и понятие "друг" на одном сайте (зачастую) имеет совсем другой смысл, чем понятие "друг" на другом сайте. Наша цель состоит в том, чтобы просто сделать первичные данные в принципе доступными сайтам и их пользователям. А дальше - им уже самим решать, какой политики они хотят придерживаться.


Бизнес в сообществах
1. ИНСТРУМЕНТЫ
Сервис по необходимости". Пример - известное сообщество Ezhe.ru, которому 10 лет: оно образовалось вокруг почтовой рассылки и благополучно существует до сих пор. Здесь сервисы добавляются по мере развития сообщества, по мере роста его неоднородности - появляются каталоги, рейтинги, ленты новостей и т.д. Помимо общей органичности этой схемы, она еще и прозрачна в плане бизнеса. Особенно, если мы сравним ее с "телегой перед лошадью", где возникает шум, осваиваются инвестиции, и лишь после возникает проект, который не известно кому нужен. Если же сервис возникает по необходимости, значит, у сообщества уже есть в нём определенная нужда, выраженная в конкретных деньгах, которые сообщество готово заплатить за появление этого сервиса.
И, в связи с этим, возникает перспектива, которую я назвал "социальной CMS". Правда, хорошо было бы иметь такую систему управления контентом, которая включала бы в себя всё, где та или иная опция применялась бы за пользовательской необходимостью. Но на сегодняшний день таких систем нет, и большинство CMS страдают от авторитарности в управлении. Я привел здесь в пример Drupal.org - это система недостаточно гибкая, но в ней хотя бы есть функция раздачи ролей.

2. РЕКЛАМА
Другой вид бизнеса в сообществах - рекламный, создание "сообществ бренда"."

Конец цитаты.


От графа Фицпатрика сразу перейдем к простым пользователям: как им на этом пиршестве технологий зарабатывать?

Способ №1:
Рекомендательный поиск: Зарегистрированные в единой системе пользователи, будут делиться своим опытом пользования тем или иным товаром, услугой - которые заинтересованные компании будут предоставлять им даром.

Способ №2:
Пользователи социальных сетей, обрабатывающие контент – должны получать компенсацию от владельцев сетей. Это как раз и станет возможным при объединении социальных сетей: тогда общая аудитория станет сравнима с телевизионной, и перераспределение рекламных бюджетов от теряющих аудиторию телеканалов к набирающим медиа-вес интернет-порталам – позволит делиться возросшими доходами с пользователями. Потому что стоимость видеорекламы – на порядок выше обычной. А получить видеорекламу можно только на аудиторию, исчисляемую миллионами человек.

Способ №3:
Обмен опытом. Прогресс, ежедневное появление новых технологий – заставляет крутиться как белка в колесе: остановился на отпуск – безнадежно отстал от жизни. Единственное спасение – социальная сеть коллег: чем она у тебя обширнее и качественнее, тем быстрее можно найти нужную информацию - и вознаградить советчика "кармой" - как на Хабрахабре. А эксперты с высокой кармой получают доступ к рекламным бюджетам, выделямых рекламодателями на BTL

Способ №4:
Совместная работа фрилансеров: в условиях, когда ты привязан к своему узлу, партнер может быть уверен в том, что ты не "кинешь", а заказчики - уверены в профессионализме исполнителей!

Способ №5:
ПРодажа своего креатива, как это сейчас происходит на стоках фотографий. В новых условиях, ты сможешь быть уверен, что никто не украдет твое произведение.

Способ №6:
Виртуальная "Фабрика звезд". С объединением баз социальных сетей, впервые появляется шанс у каждого заявить о себе во всеуслышание, и получить признание своих заслуг! Иностранные продюсеры найдут тебя, где бы ты ни жил.

Способ №7:
Смена принципов рекламного дела: индивидуальная наводка на потребителей – вместо рекламных ударов «по площадям». ГУГЛ уже ввел в США такую систему: пользоватлеи получают вознаграждение за то, что пересылают своим знакомым именно ту рекламу, которая тем требуется!

И конкретный пример, как американские пользователи еще зарабатываю т.

Компания Snocap, чей сервис MyStore дает артистам возможность
продавать треки со своих страниц на MySpace, недавно запустила новую
услугу Spread The World, позволяющую меломанам «копировать»
музыкальный магазин на свои персональные страницы, включая блоги и
вообще любое свое «присутствие» в Сети.
Описанная выше система уже начинает заявлять о себе на практике: по
данным статистики, с момента запуска MyStore в декабре прошлого года
количество зарегистрированных пользователей (регистрация необходима
для покупки музыки через этот сервис) ежемесячно увеличивается на 50%.
Количество загрузок купленных файлов увеличивается на 40% в месяц.
Индустрия не собирается останавливаться на опыте Snocap: полным ходом
идет разработка стратегии монетизации музыки, предлагаемой на Last.fm
и IMEEM. За социальными сетями последуют блог-сервисы вроде TypePad,
Blogspot и WordPress.

«Социальные сети – это сети будущего.Их можно назвать MTV нынешнего
поколения, - заявил глава этой фирмы Расти Руефф в интервью западной прессе. – Если вы хотите продавать музыку там, где желание покупателя максимально
совпадает с его возможностью ее приобрести, делайте это в месте, где
находятся слушатели».